Развивающие игры в домашних условиях для детей 3–3,5 лет
Родители, знакомые с популярными трудами по педагогике, умеют любую бытовую ситуацию превратить в развивающее занятие, причем многоплановое и интересное для крохи. Им не требуются дорогостоящие пособия – все необходимое можно отыскать в повседневном обиходе.
Изменчивая радуга
Например, на папином столе лежат клеящиеся стикеры. Позаимствуем их на полчаса, чтобы провести с малышом полезную игру. Для начала покажем, как отрывать от липкой основы и наклеивать бумажные ленточки на страницы блокнота – попутно объясним, что взрослые так помечают серьезные дела в своих записях. Отклеивание-приклеивание – упражнение, нацеленное на совершенствование мелкой моторики.
Затем предложим маленькому человечку, водя по полоскам пальчиком, назвать их цвета. Попросим повторить эту последовательность и запомнить ее.
Теперь надо отвлечь его на что-то другое и в это время незаметно сменить местоположение двух из пяти разноцветных блоков. Задача ребенка – установить, какие оттенки переместились. В данном случае желтый занял позицию синего в самом конце, а синий, наоборот, расположился в центре.
Задание лишь кажется элементарным, однако оно порой затрудняет даже подростков. Ежедневная тренировка внимания в малолетнем возрасте станет крепкой опорой в последующем школьном обучении.
Не такой, как другие
Выложим в ряд большие и малые булавки. Пусть одна из них будет не портняжной, а декоративной, чтобы усложнить проблему исключения лишнего. Поместим среди однородных вещей инородную – скрепку. Цель юного ученика – обнаружить дисгармонирующий по функциям предмет. Для трехлетки это трудно, потому что все изделия изготовлены из визуально похожего материала. У них также есть схожесть по назначению: они служат для скрепления.
Подобные задачки называются эвристическими: детям для поиска решения приходится привлекать воспоминания о применении скрепок и булавок: первыми фиксируют листы бумаги, вторыми – ткани. Правильный ответ будет дан, когда на помощь придет практический опыт.
Прятки
Понадобятся игрушечный медвежонок среднего размера и две пары коробок или шкатулок – поменьше и побольше. Допустим, мишка решил спрятаться от кого-то. Ребенок должен помочь в этом своей игрушке и зрительно определить, в какие из представленных емкостей удастся ее уложить. Легко? Вовсе нет. Деткам до 5 лет тяжело делать умозаключения, мысленно совмещая объемы.
При включении такого учебного элемента в игры отрабатывается навык оперирования категориями «больше – меньше».
На базе приведенных примеров каждый родитель разработает свою методику и включит в развлечения так называемую развивающую минутку.