Обучение в первом классе предусматривает занятость ребенка абсолютно новым для него видом деятельности — учебной деятельностью.
Как убедить ребенка в необходимости посещать школу?
Успешное освоение любого нового вида деятельности зависит, прежде всего, от эмоциональной готовности дошколёнка. Принимая решение о поступлении ребенка в школу, родителям всегда надо ориентироваться на ребенка, а не на собственные желания или расчеты.
Если шестилетний ребенок уже «дорос» до школы, мотивационно созрел к ней, то он сам захочет туда идти и сможет объяснить вам свое желание словами вроде: «В школе можно разузнать много нового и любопытного, научиться хорошо делать то, чего раньше не умел, найти новых друзей» и другими.
Взросление ребенка
Ощущение взросления зарождается в условиях соучастия ребенка с взрослыми в создании воспитательных планов, намерений, решений; когда между педагогом, родителем и воспитанником налажены равноправные отношения.
Ощущение взросления побуждает ребенка обращаться к своему внутреннему миру, оценивать свои положительные достижения и неиспользованные возможности, выстраивать индивидуальную программу жизнедеятельности вместе с людьми вокруг на ближнюю и отдаленную перспективы.
В этом контексте главным принципом инновационной личностно ориентированной педагогики является обучать и воспитывать личность на основе свободы и дружелюбия, а целью — обучать ребенка осмысленному, целенаправленному, продуктивному взаимодействию с миром людей, природы, техники; воспитывать культуру жизнедеятельности, что проявляется в общении во время познавательной, природосберегающей, изобразительной и других видов деятельности.
Познавательный интерес ребенка к восприятию окружающей действительности, с одной стороны, и захватывающие ежедневные открытия, которые он будет делать для себя на каждом уроке, в сочетании с разумным сопровождением учителя и родителей во всех успехах и неудачах, с другой, обязательно будут способствовать успешному освоению ребенком новых знаний и постижению новой общественной роли — ученика.
Учитель и ученик
Чтобы поощрить ребенка к учебе в школе, целесообразно предоставить ему возможность «прожить» какие—то эпизоды школьной повседневности в дошкольном учреждении во время специально устроенной деятельности, к примеру сюжетно—ролевая игра с выполнением ролей учителя, ученика и тому подобное.
Уместно также чаще предлагать дошкольникам различные виды художественно—продуктивного и творческой деятельности, такие как: рисование, лепка, аппликация, пение, танцы, театральные игры. Для ребенка это тоже обучение. Важно, чтобы ребенок участвовал в этих видах деятельности охотно, тогда полученный опыт позволит и к обучению в школе перейти с позитивными ожиданиями.
Дайте ребенку возможность созреть к новым желаниям, мотивам, стремлениям. Не спешите даже говорить о школе — и вы будете приятно удивлены: придет время, когда ваш ребенок начнет интересоваться школьным обучением. Это и есть его готовность с точки зрения умственной зрелости к школе.