Ребенок, рождаясь, попадает в свое первое социальное общество: семью. Это мама и папа, дедушки и бабушки, может быть близкие друзья семьи. До трехлетнего возраста практически все потребности ребенка исключительно физиологического характера: поесть, поменять памперс, поспать и подобное.
Абсолютно естественно, что малыш не благодарит маму за то, что она кормит его грудью или меняет подгузники. В конце концов, это ее материнские обязанности, и ребенком этот процесс воспринимается как само собой разумеющееся. После трех лет ситуация начинает меняться.
Дошкольный возраст
Постепенно круг общения ребёнка расширяется: добавляется взаимодействие со сверстниками и другими взрослыми. Кроме того, увеличиваются и потребности ребёнка, появляется его собственное «хочу». Это тот самый период, когда нужно начинать учить малыша быть вежливым, рассказывать, в чем разница грубых просьб и вежливых.
Вежливость является общепринятой нормой, а не каким-то частным правилом отдельной семьи, поэтому ребенок этому учится не только в своей семье от родителей, но и во взаимодействии с другими людьми.
Тем не менее, родители должны помочь ребенку в освоении правил культурного поведения и общения. Если не научить этому с раннего возраста, потом может быть уже поздно. Такая черта как вежливость должна проявляться у человека «на автомате», а этого можно добиться, только если прививать это с самого детства.
Воспитание вежливости
Психика ребенка обладает рядом особенностей, которые нужно учитывать в процессе воспитания. Так, трехлетний ребенок отличается следующими особенностями:
1) Эмоциональная отзывчивость
2) Подражание
3) Готовность к восприятию нового
4) Эластичность психики
5) Познание мира через игру
Именно поэтому считается, что возраст 3-5 лет – идеальный период для воспитания в детях основных нравственных качеств. В этот период они впитают как губка информацию об основных правилах поведения и смогут применять их всю жизнь. Итак, как же правильно научить ребёнка быть вежливым?
Существует множество самых разных способов, но главное не забывать основных правил.
Прежде всего, никогда нельзя забывать о том, что ребёнок очень многое в своем поведении перенимает от родителей, поэтому маме и папе, для начала, стоит обратить внимание на то, вежливы ли они сами.
Если в семье принято говорить «спасибо» и «пожалуйста», то ребенок очень быстро поймет, что просить о чем-то вежливо – это нормально и нужно так говорить всегда. А вот в семье, где вежливые слова слышны редко, можно и не пытаться учить ребенка их употреблять, он всё равно не будет, потому что не видит этого поведения в родителях и не понимает, почему он должен это делать.
Правила
Во-вторых, нельзя забывать о том, что основной способ познания мира дошкольником – игра. Поэтому и объяснять ему какие-либо правила поведения лучше всего через игру. Она может быть какой угодно. Например, можно предложить малышу попросить у мамы шоколадную конфету разными способами, и если он попросит ее по всем правилам вежливости, конфета – его. Предварительно, конечно, ребенку нужно эти правила рассказать. А игра поможет показать, как именно это используется в жизни.
Очень хорошо в воспитании помогают мультфильмы и сказки. Главное – подобрать вариант с нужной моралью. После просмотра или чтения нужно обсудить с ребенком суть услышанного, спросить его мнения, какие выводы он сделал и почему. Далее, если необходимо, можно подкорректировать его собственные доводы или же, если они оказались неверными, подробно рассказать, чему учит этот мультфильм или сказка.
Таким образом, ребенок постепенно научится вежливой просьбе, благодарности, правилам поведения за столом и, в общем, вежливому, культурному поведению, которое будет проявляться во всём. В дальнейшем, в том числе в школе, ему очень пригодятся эти навыки. Более того, вежливость ребенка говорит не только о нём самом, но и культуре его родителей.